ruhynlenkadeltpluk

СИСТЕМА КАЧЕСТВА ПО ISO СЕРИИ 9000.

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ И ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО

 

«Вечно ново лишь то, что вечно старо»

Ш. Рамо

«Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет»

В.Г. Белинский

 

Возникновение в середине 50-х годов ХХ века международной организацией по стандартизации (начальные буквы в английском языке ISO) было вызвано экономическими причинами. Крупным предприятиям (фирмам, компаниям) стало тесно в рамках национальных границ. Они распространяли в зарубежье товары, размещали свои производства и столкнулись с техническими преградами, стоящими на пути развития бизнеса.

Эти преграды содержались в законодательных актах, технических правилах, в требованиях к качеству продукции, в методах испытания и оценки качества продукции, в квалификации инженерного и рабочего персонала, в организации работ на предприятиях, которые были разными в различных странах. Все это наталкивало на мысль о разработке и применении единых международных стандартов, которые ликвидировали бы эти различия. Эта работа была поручена ISO. Надо сказать, что около 200 стран мира поддержали эту идею и стандарты ISO получили быстрое распространение.

Сначала появились стандарты в области метрологии, оценки технической компетентности лабораторий, затем стандарты на методы испытаний, на продукцию, а в 1987 году были введены в действие стандарты ISO серии 9000, устанавливающие, по сути, требования к управлению предприятием на основе принципов и целей в области качества продукции и услуг.

Почему качества? – Да потому что в рыночных условиях, при установившемся равновесии «спрос – предложение» качество является главным фактором, влияющим на решение потребителя «купить или не купить» Каждое предприятие стремиться к тому, чтобы его продукция была покупаема. Тогда оно будет иметь средства для дальнейшего развития и стимулирования персонала. Но качество не делается только в цехах. Оно начинает формироваться уже на стадии анализа запросов потребителей, разработки технологии и планирования производства, закупки, складирования и подготовки сырья и материалов.

Когда эта стадия выполнена, тогда в формирование качества включается инженерный и рабочий персонал цехов. Он производит подготовку основного и вспомогательного оборудования, изучает требования технологических инструкций и в процессе изготовления строго придерживается требований технологии. Упаковка, маркирование, оформление товаросопроводительных и финансовых документов, складирование, погрузка и транспортировка являются финишными операциями, определяющими качество продукции и сопутствующих услуг.

На всех стадиях процесс формирования качества продукции должен поддерживаться управленческими решениями и действиями администрации предприятия, направленными на финансовое, материальное, энергетическое и бытовое обеспечение производственных процессов и персонала. Отсюда видно, что качество продукции, это, в конечном итоге, качество работы всех подразделений и всех работников предприятия, а не только и не столько ОТК и руководителей. На предприятии должна функционировать система управления качеством, которая охватывает все виды деятельности и все подразделения предприятия.

Стандарты ISO серии 9000 устанавливают основные принципы построения такой системы качества и критерии оценки её эффективности.

Стандарты быстро прижились на предприятиях различных отраслей промышленности и стран. Возникла необходимость объективной и независимой оценки работы системы качества на предприятиях, документального подтверждения их соответствия требованиям ISO. Ведь каждое предприятие является заинтересованной стороной и каждый «кулик своё болото хвалит». Поэтому в течение 3-5 лет после выхода в свет стандартов были разработаны процедуры проверки (аудита) третьей стороной, независимой от изготовителя и потребителя продукции, а также требования к организациям, которые могут проводить проверку и оценку соответствия (сертификацию) систем качества, а также процедуры допуска (аттестации) этих организаций к проведению работ по сертификации.

Первые сертификаты на системы качества, были выданы в 1990-92 гг., а к 1999 г. число сертифицированных предприятий достигло 350 тысяч в более чем 150 странах мира. Если в начале 90-х годов иметь сертификат на систему качества считалось делом престижа, то сейчас отсутствие сертификата является признаком дурного тона. Сертификат на систему качества стал визитной карточкой предприятия. Он признан Всемирной торговой организацией, о нем спрашивают потенциальные заказчики прежде чем вступить в деловые отношения с изготовителем продукции. Но самое главное, сертификат является свидетельством того, что предприятие – не однодневка, что его руководство разрабатывает стратегию развития как на основе модернизации и реконструкции предприятия, так и на основе вовлеченности всего персонала в совершенствование всех видов деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия. Крупные капиталовложения делаются периодически, а мелкие улучшения – ежедневно и не требуют больших денег. Метод «мелких шагов» вывел предприятия Японии на передовые позиции в мире и стал примером того, к каким результатам приводит повседневная целенаправленная работа над улучшением качества.

С учетом накопленного в мире опыта построения и применения систем качества на предприятиях стандарты уже дважды перерабатывались. И каждый раз в них усиливался акцент на роль и ответственность руководителей в деле совершенствования системы управления предприятием и на ориентированность предприятия на максимальное удовлетворение требований потребителей. Последнее является тем рычагом, который заставляет предприятие непрерывно совершенствоваться, т.к. требования заказчиков постоянно обновляются. И тот, кто своевременно, т.е. первым, уловит направление этих обновлений, тот первым сможет предложить на рынке свою обновленную продукцию и заработать хорошие деньги.

Процесс совершенствования можно сравнить с плаванием против течения.

– Пока ты гребешь, движешься вперед.Как перестал грести, то не просто стоишь на месте, а течение относит тебя назад. Эта простая и наглядная философия успеха была воспринята предпринимателями многих стран. Она говорит о том, что улучшение качества приносит деньги. А это главное, что необходимо любому предприятию.

Автор: Д.А. Турсунов

ООО «ИНТЕРСЕРТ-УКРАИНА»